Меню

СДАНК-01-2020

Правила аттестации и основные требования к лабораториям неразрушающего контроля

Статус: Действующий / Редакция документа: 09.02.2021

I. Общие положения

1.1. Настоящий документ устанавливает требования к лабораториям неразрушающего контроля (ЛНК) и порядок (процедуры) их аттестации в Системе неразрушающего контроля (Системе НК), сформированной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 г. No 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации». В соответствии с Концепцией управления Системой неразрушающего контроля и основными направлениями ее развития, утвержденной Госгортехнадзором России 28 августа 1999 г., Система НК осуществляет работу в рамках Системы экспертизы промышленной безопасности, преобразованной в Единую систему оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве.

1.2. «Правила аттестации и основные требования к лабораторий неразрушающего контроля» (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. No 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 г. No 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации», федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому надзору от 01 декабря 2020г. No 478, зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2020г., регистрационный No 61795. Требования системы менеджмента Правил разработаны с учетом ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».

1.3. Аттестация ЛНК проводится в целях обеспечения требований промышленной безопасности путем подтверждения их компетентности и готовности к проведению неразрушающего контроля, для подтверждения, что они технически компетентны и система менеджмента позволяет получать технически обоснованные и достоверные результаты неразрушающего контроля.

1.4. Правила устанавливают положения по аттестации и требования к лабораториям, выполняющих НК технических устройств (в том числе передвижных, применяемых (эксплуатируемых) на опасных производственных объектах (далее – ОПО), зданий и сооружений на ОПО, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, при осуществлении видов деятельности в области промышленной безопасности, для обеспечения контроля фактического технического состояния технических устройств, зданий и сооружений на ОПО и контроля качества работ, выполняемых в отношении их.

1.5. Правила предусматривают следующие работы по НК:
  • дефектоскопию объектов контроля, в том числе с проведением дефектометрии;
  • измерение объектов контроля, включая их толщинометрию;
  • контроль свойств объектов контроля.

1.6. Правила охватывают деятельность по изготовлению, строительству, монтажу, ремонту, реконструкции, эксплуатации, техническому диагностированию и освидетельствованию, обследованию и экспертизе технических устройств, зданий и сооружений (далее объектов) с применением радиационного, ультразвукового, акустико- эмиссионного, магнитного, вихретокового, электрического, оптического, проникающими веществами, вибродиагностического, теплового, визуального и измерительного видов (методов) НК. Примерный перечень технических устройств, зданий, сооружений и их элементов, для оценки соответствия которых требованиям промышленной безопасности целесообразно применение неразрушающего контроля, приведен в Приложении 1 к настоящим Правилам.

1.7. Аттестацию лабораторий проводят Независимые органы по аттестации лабораторий неразрушающего контроля (Независимые органы).

1.8. В настоящих Правилах применяются термины и определения, приведенные в Приложении 2 к настоящим Правилам.
II. Статус, административная подчиненность и структура ЛНК

2.1. ЛНК может быть юридическим лицом или подразделением юридического лица, которые несут юридическую ответственность за ее деятельность. ЛНК может быть организована физическим лицом (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим свою деятельность в установленном законодательством порядке.

2.2. Деятельность ЛНК структурируется и управляется таким образом, чтобы обеспечивалась беспристрастность.

2.3. Статус, административная подчиненность и структура ЛНК обеспечивают объективность результатов контроля, исключают возможность любого воздействия на сотрудников лаборатории с целью оказать влияние на результаты контроля.

2.4. ЛНК несет ответственность за беспристрастность своей деятельности и не допускает коммерческое, финансовое или иное давление, ставящее беспристрастность под угрозу:

2.4.1. ЛНК, имеющая статус юридического лица или индивидуального предпринимателя, удовлетворяет следующим критериям беспристрастности:
  • независима от сторон, заинтересованных в результатах НК;
  • не участвует в разработке, изготовлении, строительстве, монтаже, ремонте, реконструкции и эксплуатации или не является покупателем, собственником, потребителем объектов, НК которых осуществляет.

2.4.2. ЛНК, являющаяся структурным подразделением юридического лица или индивидуального предпринимателя, удовлетворяет следующим критериям беспристрастности:
  • в рамках организационной структуры четко разграничены функциональные обязанности по осуществлению НК, а также установлена отчетность лаборатории перед руководством юридического лица или индивидуального предпринимателя, структурным подразделением которых она является;
  • персонал ЛНК не участвует в разработке, изготовлении, строительстве, монтаже, ремонте, реконструкции и эксплуатации объектов, НК которых осуществляет;
  • лаборатория не выполняет работы, которые могут повлиять на объективность результатов НК.

2.5. ЛНК идентифицирует и минимизирует риски для своей беспристрастности на постоянной основе. Это включает риски, которые возникают в процессе ее деятельности, в результате ее отношений или отношений ее персонала.

Примечание. Отношения, которые угрожают беспристрастности ЛНК, могут основываться на праве собственности, управлении, руководстве, персонале, финансах, договорах, маркетинге или на других видах стимулирования в отношении заказчиков и т.п.
III. Помещения и специальные требования для НК

3.1. Помещения ЛНК (размещение персонала, места проведения НК, архив и фонд НТД, хранение и эксплуатация технических средств) по производственной площади, характеру и объему выполняемых работ и окружающая среда при проведении контроля вне помещения должны соответствовать методическим документам по НК и условиям эксплуатации средств НК.

Помещения по месту (местам) осуществления деятельности лаборатории (в том числе по месту осуществления временных работ) должны находиться в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя или использоваться на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования.

Лаборатория может проводить НК по месту осуществления временных работ, если в соответствии с документами по НК работы проводятся за пределами места (мест) осуществления деятельности лаборатории, но с использованием средств НК, а также иных технических средств и материальных ресурсов, соответствующих требованиям раздела V настоящих Правил.

3.2. При НК с использованием источников ионизирующего излучения (ИИИ) обеспечивается выполнение требований по радиационной безопасности, установленных Федеральным законом от 9 января 1996 года No 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», требований по защите людей от вредного радиационного воздействия ИИИ, установленных СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)» (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2009 года, регистрационный No 14534).

3.2.1. Деятельность по НК с использованием ИИИ осуществляется при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя санитарно-эпидемиологического заключения и специального разрешения (лицензии) на право осуществления этой деятельности, выданных уполномоченными на это органами.

При создании временных хранилищ источников излучения вне территории организации, в том числе для гамма-дефектоскопических аппаратов, используемых в полевых условиях, необходимо иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы с источниками излучения (физическими факторами воздействия на человека) санитарным правилам.

3.2.2. Получение и передача источников ионизирующего излучения и содержащих их изделий, за исключением источников, освобожденных от необходимости оформления лицензии, разрешается только для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на деятельность в области использования ИИИ, с обязательным информированием органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор по месту нахождения как передающего, так и принимающего ИИИ юридического лица или индивидуального предпринимателя.

3.3. Лаборатория, выполняющая работы по НК вне мест ее постоянного размещения, на временных или передвижных площадях и на объектах заказчика (в полевых условиях), должна подтвердить возможность надежной доставки средств НК к объекту с соблюдением требований радиационной безопасности и обеспечить проверку средств НК перед использованием после транспортировки.
IV. Система менеджмента ЛНК

4.1. ЛНК устанавливает, документирует, внедряет и поддерживает систему менеджмента, которая способна обеспечивать и демонстрировать постоянное выполнение положений настоящего документа и обеспечивать качество выполненных работ по НК.

Как минимум система менеджмента лаборатории предусматривает следующее:
  • документацию системы менеджмента;
  • управление документами системы менеджмента;
  • управление записями;
  • действия, связанные с рисками и возможностями;
  • улучшения;
  • корректирующие действия;
  • внутренние аудиты;
  • анализ со стороны руководства.

4.2. Руководство ЛНК устанавливает, документирует и поддерживает политику и цели для выполнения требований настоящих Правил, обеспечивает их внедрение и постоянное повышение результативности системы менеджмента.

Политика и цели направлены на обеспечение компетентности, беспристрастности и стабильности деятельности лаборатории включая следующее:
  • обязательство руководства сохранять высокое качество НК;
  • задачи системы менеджмента;
  • обязательство к персоналу лаборатории ознакомиться с документами системы менеджмента и соблюдать их требования;
  • обязательство руководства действовать в соответствии с настоящими Правилами и постоянно повышать результативность системы менеджмента.

Руководство лаборатории назначает должностное лицо, непосредственно ему подчиняющееся, ответственное за систему менеджмента в рамках лаборатории.

4.3. Документация системы менеджмента (Руководство по менеджменту) включает или содержит в виде ссылок:
  • область применения системы менеджмента;
  • краткое описание правового статуса лаборатории, включая контактную информацию (наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, юридический адрес, почтовый адрес и адрес осуществления деятельности, электронные адреса, телефонные номера и т.д.), а также описание области аттестации лаборатории (со ссылками на устав(ы) лаборатории или юридического лица, частью которого она является, организационные документы индивидуального предпринимателя);
  • описание структуры лаборатории и/или организации, частью которой она является;
  • информацию о взаимоотношениях лаборатории с головной или дочерними организациями (если такие имеются);
  • заявление о политике в области системы менеджмента, в котором обозначены цели и обязательства лаборатории в области обеспечения компетентности, беспристрастности и стабильности деятельности ЛНК, постоянному повышению ее результативности;
  • записи о назначении должностного лица, уполномоченного для разработки, поддержания и развития системы менеджмента;
  • записи, что персонал лаборатории ознакомлен с документами системы менеджмента, политикой лаборатории;
  • Ф.И.О., данные о квалификации, практическом опыте работы и полномочиях руководителя и персонала лаборатории;
  • описание системы обучения и повышения квалификации персонала, занятого в проведении НК;
  • сведения о служебных обязанностях и ответственности персонала лаборатории;
  • организационную схему, отражающую подчиненность, ответственность и распределение обязанностей персонала;
  • сведения о документах, подтверждающих компетентность персонала в области НК;
  • порядок назначения персонала для проведения НК;
  • порядок обращения с техническими средствами;
  • сведения об используемых технических средствах для НК, в том числе средствах измерений, а также оргтехнике;
  • процедуру организации и проведения поверки (калибровки), аттестации и технического обслуживания технических средств для НК;
  • процедуру проверки технического состояния технических средств для НК после их транспортировки и доставки на рабочее место (при проведении НК в полевых условиях);
  • сведения о занимаемых помещениях;
  • порядок проведения НК в области аттестации лаборатории, включая оформление результатов НК и выдачу отчетных документов (заключений, актов, протоколов и др.) и интерпретаций (мнений) по результатам НК;
  • порядок проведения НК при вынужденном отклонении от положений документов, действующих в лаборатории;
  • процедуру регистрации промежуточных и окончательных результатов НК, мер по резервному копированию, защите и восстановлению электронных носителей информации, включая несанкционированный доступ;
  • описание документированных процедур, применяемых при проведении НК, и их взаимодействие между собой;
  • порядок контроля качества работ, выполняемых при проведении НК, оформления их результатов;
  • порядок составления, учета и архивного хранения документов лаборатории, включая результаты работ по НК;
  • порядок учета, ведения и хранения документов системы менеджмента;
  • описание системы информационного обеспечения, формирования и актуализации фонда нормативных технических и методических документов;
  • процедуру управления документацией, предусматривающую: проверку документов на достаточность до их выпуска;
  • анализ и актуализацию по мере необходимости и переутверждение документов;
  • обеспечение идентификации изменений и статуса пересмотра документов;
  • обеспечение наличия соответствующих версий документов в местах их применения;
  • обеспечение сохранности документов четкими и легко идентифицируемыми;
  • обеспечение идентификации документов внешнего происхождения и управление их рассылкой;
  • предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов и применение соответствующей идентификации таких документов, оставленных для каких-либо целей;
  • перечень подрядных организаций;
  • процедуру рассмотрения апелляций, претензий, жалоб, спорных вопросов;
  • порядок внутреннего аудита деятельности лаборатории, порядок разработки плана корректирующих действий и организации их проведения;
  • процедуру пересмотра системы менеджмента и анализа со стороны руководства;
  • процедуру приостановки (прекращения) деятельности лаборатории в случае приостановления (отмены) действия свидетельства об аттестации;
  • описание системы обеспечения беспристрастности и независимости при проведении НК;
  • процедуру соблюдения конфиденциальности;
  • перечень персонала лаборатории для ознакомления с документами системы менеджмента.
Документация системы менеджмента содержит ссылки на действующие нормативные технические и методические документы, используемые при проведении НК, и своевременно актуализируется (вносятся все изменения, происходящие в системе менеджмента).

4.4. Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель установили и поддерживают общую систему менеджмента в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования» или система менеджмента качества сертифицирована на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2015, то лаборатория документирует, подтверждает и демонстрирует постоянное выполнение положений настоящих Правил.
V. Средства НК

5.1. ЛНК оснащается собственными средствами НК, обеспечивающими возможность выполнения работ по НК в рамках ее области аттестации.

Для проведения отдельных видов работ допускается использование оборудования, материалов, принадлежностей, принадлежащих другим юридическим или физическим лицам с условием (для средств измерений) их поверки (калибровки) и наличия документов, подтверждающих право владения и пользования.

5.2. Номенклатура средств НК определяется действующей нормативной технической и методической документацией по НК, распространяющейся на объекты контроля, виды (методы) НК и виды деятельности, при осуществлении которых проводится НК.

5.3. Каждое средство НК, которое имеется в лаборатории, включая и настроечные (контрольные) образцы, регистрируется в ЛНК. Сведения о средствах НК вносятся в Паспорт лаборатории и в регистрационные документы (учетный лист, карточка).

Сведения о средствах НК включают данные о:
  • наименовании, типе средства НК;
  • стране, заводе-изготовителе (фирме), заводском и инвентарном номере, годе выпуска; дате ввода в эксплуатацию;
  • техническом обслуживании, ремонтах;
  • поверке, калибровке, аттестации;
  • местонахождении паспорта и (или) руководства по эксплуатации, методических
  • указаний по поверке (если они входят в комплект поставки прибора);
  • свидетельствах (протоколах, сертификатах) поверки, калибровки, аттестации;
  • перечне комплекта поставки прибора, если он не входит в состав других документов.

5.4. Сведения о средствах НК других организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, применяемых в лаборатории, вносятся в Паспорт лаборатории. При этом указывается срок, в течение которого лаборатория имеет право использовать не принадлежащее ей средство НК.

5.5. Средства НК, относящиеся к средствам измерения (дефектоскопы, преобразователи, меры и т.п.), поверяются или калибруются в установленном порядке.

5.6. В ЛНК имеются документированные процедуры технического обслуживания и проверки технического состояния используемых средств НК, а также графики поверки, калибровки, аттестации, технического обслуживания и проверки технического состояния собственных и временно привлеченных средств НК.

5.7. Каждая партия материалов для НК (порошки, суспензии, пенетранты, радиографические пленки, химические реактивы) до начала применения подвергаются входному контролю с оформлением отчетного документа, при котором проверяются: наличие на каждом упаковочном месте (пачке, коробке, емкости) этикеток (сертификатов), полнота приведенных в них данных и соответствие этих данных требованиям стандартов или технических условий на контролируемые материалы (при изготовлении реактивов и пенетрантов для собственных нужд проверяются только наличие этикетки и наименование реактива или пенетранта; отсутствие повреждений упаковки и материалов; срок годности; соответствие материалов применяемому методу (виду) НК.
VI. Персонал ЛНК

6.1. ЛНК имеет:
  • руководителя лаборатории (при необходимости, технического руководителя, заместителей руководителя, заместителей технического руководителя), отвечающих в полном объеме за организацию, выбор видов (методов) и проведение работ по НК;
  • аттестованный в независимых органах по аттестации системы НК персонал, имеющий соответствующую профессиональную подготовку, теоретические знания и практический опыт, необходимые для выполнения работ по НК (аттестация персонала в совокупности включает все виды (методы) и объекты НК, которые закреплены за лабораторией и входят в область ее аттестации).
Руководители юридических лиц и индивидуальные предприниматели, в состав которых входят лаборатории НК, руководители (технические руководители, их заместители) лабораторий (подразделений, осуществляющих НК) проходят подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности в объеме вопросов и требований, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей в соответствии с требованиями пунктов 1 и 2 статьи 14.1 Федерального закона от 21 июля 1997г. No 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Иные работники лабораторий (дефектоскописты) проходят проверку знаний утвержденной в лаборатории документации, устанавливающей порядок и технологию производства работ по НК в соответствии с областью деятельности, характером и объемом выполняемых лабораторией НК работ.

Работниками лаборатории, непосредственно выполняющими работы по НК в области аттестации, состоящими в штате по основному месту работы, должно обеспечиваться проведение НК по не менее чем половине включенных в область аттестации объектов и видов (методов) НК.

Весь персонал лаборатории, как постоянный, так и привлекаемый, который может повлиять на деятельность лаборатории, действует беспристрастно, компетентен и работает в соответствии с системой менеджмента лаборатории.

6.2. Руководитель и технический руководитель лаборатории (заместители руководителя, технического руководителя), лица, ответственные за радиационную безопасность, систему менеджмента назначаются из числа сотрудников организации, работа для которых в данной организации является основной.

6.3. К работе с источниками излучения (в т.ч. гамма-дефектоскопическими и рентгеновскими дефектоскопами) допускаются лица не моложе 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний, отнесенные приказом руководителя к категории персонала группы А, прошедшие обучение по правилам работы с источником излучения (гамма- дефектоскопическими и/или рентгеновскими дефектоскопами) и по радиационной безопасности, и соответствующий инструктаж в соответствии с установленными требованиями.

6.4. В лаборатории обеспечиваются обучение, профессиональная подготовка, повышение квалификации, мероприятия по оценке опытности, ведется постоянный учет сведений об обучении, аттестации, повышении квалификации и профессиональном опыте каждого сотрудника, выполняющего НК.

Лаборатория устанавливает необходимые этапы подготовки каждого сотрудника, включающие:
  • период официального введения в должность;
  • период работы под наблюдением опытных сотрудников;
  • постоянную подготовку на протяжении служебной деятельности.

6.5. Все сотрудники лаборатории имеют должностные инструкции, утвержденные руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем (или назначенным ими лицом) и определяющие их служебные обязанности и связанную с ними ответственность. В случае применения новой техники и технологий, изменений в организации труда, изменения правовых актов и нормативных документов должностные инструкции пересматриваются в установленном в лаборатории порядке. В лаборатории ведутся записи, подтверждающие ознакомление персонала с должностными инструкциями.

6.6. В лаборатории назначаются лица, отвечающие за определенные участки работ, в частности за:
  • хранение, проверку технического состояния, техническое обслуживание, эксплуатацию и метрологическое обеспечение средств НК;
  • ведение фонда нормативных технических и методических документов;
  • подготовку заключений (отчетов, протоколов, актов) о результатах НК, их проверку и утверждение;
  • функционирование системы менеджмента;
  • ведение и хранение документации по результатам НК;
  • радиационную безопасность, учет и хранение источников ионизирующих излучений.
VII. Документация ЛНК

7.1. В ЛНК имеются следующие документы:

7.1.1. Организационные документы:
  • учредительные и регистрационные документы юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • Положение о ЛНК (если лаборатория является подразделением юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • Паспорт ЛНК.

В Положении о ЛНК описываются:
  • статус, административная подчиненность, структура ЛНК;
  • цели и задачи ЛНК;
  • функции, порядок взаимодействия с подразделениями организации или индивидуального предпринимателя, подчиненность структурных единиц (подразделений) лаборатории;
  • права и обязанности ЛНК;
  • порядок взаимодействия со сторонними юридическими и физическими лицами. Форма Паспорта ЛНК приведена в Приложении 3 к настоящим Правилам.

7.1.2. Организационно-методические документы (с учетом разделов IV, V настоящих Правил):
  • документация (Руководство) по менеджменту;
  • регистрационные документы на средства НК;
  • эксплуатационные документы на средства НК, которые входит в комплект поставки средств (паспорт, руководство по эксплуатации, документы по техническому обслуживанию, ремонту и т.д.);
  • графики поверки калибровки, аттестации, технического обслуживания и проверки технического состояния средств НК;
  • свидетельства о поверке (калибровке, аттестации);
  • отчетные документы по входному контролю применяемых в ЛНК материалов для НК (порошки, суспензии, пенетранты, радиографические пленки, химические реактивы).

7.1.3. Нормативные технические и методические документы в соответствии с областью аттестации ЛНК:
  • нормативные документы, регламентирующие технические требования к объектам контроля и устанавливающие показатели качества (состояния) этих объектов, а также конкретные виды (методы) контроля этих объектов;
  • методические документы, в которых определены виды (методы) НК объектов, закрепленных за лабораторией, установлены основные процедуры и параметры НК, даны схемы и общие требования (рекомендации) к проведению НК;
  • технологические инструкции, технологические карты или иные документы, регламентирующие порядок проведения (технологию) контроля конкретных объектов.

7.1.4. Документы по НК включают в себя следующую информацию:
  • наименование объектов контроля, на которые распространяется документ; метод (вид) НК;
  • характеристики элементов объектов контроля (номенклатура, типоразмеры, материал, заводские (инвентарные, регистрационные, учетные) номера), которые должны быть проконтролированы;
  • характеристики выявленных отклонений (дефектов, несоответствий);
  • параметры (характеристики) НК и (или) технических средств НК;
  • объем и периодичность НК;
  • требования к исполнителям;
  • требования к применяемым техническим средствам НК;
  • требования к организации НК (обеспечение электроэнергией, водой, сжатым воздухом, оснащение заземляющими шинами, вентиляцией, средствами защиты от источников излучения (постов электросварки, резки), освещенность (облученность) объекта контроля, утилизация отработанных материалов, наличие строительных подмостей и лесов, лестниц, подъемников);
  • порядок проведения НК;
  • требования к выполнению работ по НК;
  • нормы оценки (критерии технического состояния) объектов контроля или ссылки на документы, содержащие нормы оценки (критерии технического состояния) объектов контроля:
  • требования к оформлению результатов НК, формированию выводов и интерпретаций по результатам НК;
  • требования по обеспечению безопасности проведения НК.

7.1.5. Документация по персоналу лаборатории:
  • должностные инструкции;
  • материалы по обучению, профессиональной подготовке, оценке опытности, аттестации, повышению квалификации и профессиональному опыту (в том числе копии документов).

7.1.6. Документация по архиву:
  • инструкции по порядку ведения архива;
  • журнал регистрации архива.

7.2. Вся документация, используемая в ЛНК, проходит своевременную актуализацию.

7.3. Сведения о ремонтах, проверках технического состояния, поверках (калибровках, аттестациях) действующих средств НК, вносятся в регистрационные документы сразу же после выдачи средств НК из ремонта или проверки (поверки, калибровки, аттестации); сведения о новых средствах НК заносятся в регистрационные документы по мере поступления.

7.4. Не реже одного раза в год Паспорт лаборатории пересматривается на предмет внесения возможных изменений, которые оформляются в установленном порядке.
VIII. Проведение НК

8.1. Лаборатория должна проводить НК согласно области аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами, документами по стандартизации и Системы НК, другими документами, устанавливающими требования к проведению НК.

8.2. Используемые в ЛНК виды (методы), объемы, последовательность и средства НК, нормы оценки (критерии технического состояния) определяются с учетом требований к объектам контроля, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, проектной (конструкторской), технической и технологической документацией, с учетом анализа рисков и возможностей, связанных с НК.

8.3. В лаборатории должен быть организован внутренний контроль выполняемых работ по проведению НК.

8.4. Результаты НК, должны своевременно регистрироваться.

8.5. Сотрудники лаборатории должны иметь инструкции по безопасному проведению работ при осуществлении НК в соответствии с требованиями охраны труда.

8.6. Порядок регистрации и хранения результатов НК должен соответствовать действующей в лаборатории системе менеджмента.

Результаты по каждому методу (виду) НК должны содержать сведения о проконтролированных объектах, параметрах, объемах и средствах НК, браковочных критериях, условиях НК (при необходимости), персонале, проводившем НК и выдавшим документы по результатам НК (протокол, отчет, заключение), перечень документов, используемых при НК и оценке его результатов, информацию о времени (дате) и месте проведения НК, выводы о соответствии или несоответствии объекта НК установленным требованиям.

8.7. Результаты фиксируются в отчетной документации (например, журналах, формулярах, заключениях, отчетах, актах, протоколах) с указанием фамилий, имен, отчеств (при наличии) и подписями работников, выполнявших НК и давших заключение по результатам НК.

8.8. Условия и сроки хранения результатов НК должны соответствовать требованиям нормативных технических и методических документов.

Результаты НК хранятся в лаборатории в соответствии с установленными правилами организации и ведения архива результатов НК не менее 5 лет после проведения НК, за исключением результатов НК, вошедших в состав документов, на основании которых назначены или изменены сроки службы (ресурсы) объектов контроля. Срок хранения таких результатов в лаборатории должен быть не менее срока, установленного этими документами.

8.9. Хранение и архивирование документов с результатами НК осуществляется на бумажных носителях и (или) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной подписью, с возможностью резервного копирования и восстановления документов.
IX. Жалобы (претензии)

9.1. В ЛНК разрабатываются и применяются документированные процедуры рассмотрения жалоб (претензий) заказчиков и других юридических и физических лиц по результатам ее деятельности.

9.2. В ЛНК все поступающие жалобы (претензии) регистрируются, рассматриваются в соответствии с процедурами системы менеджмента. Результаты рассмотрения, а также принимаемые по ним корректирующие меры, документируются и проводится информирование заинтересованных лиц о результатах рассмотрения.
X. Порядок аттестации ЛНК

10.1. Для проведения аттестации заявитель (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, к которому принадлежит лаборатория) направляет заявку установленной формы (Приложение 4 к настоящим Правилам) в Независимый орган.

Документы, составленные на иностранном языке, должны быть представлены с заверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке переводом на русский язык.

Допускается подача документов в электронном виде, в том числе подписанных электронной подписью, при этом сохраняются все необходимые печати и подписи, предусмотренные формой заявки.


10.2. Заявка на аттестацию от заявителя регистрируется, о получении заявки заявитель уведомляется. На основании заявки определяется трудоемкость выполнения работ по аттестации. Независимый орган заключает с заявителем соответствующий договор на проведение работ.

10.3. Для выполнения работ по рассмотрению документов, проверки заявителя и составления отчета по результатам рассмотрения документов и проверки заявителя Независимый орган формирует экспертную комиссию.

10.4. В состав экспертной комиссии Независимый орган может включать привлекаемых экспертов и консультантов.

10.5. Возглавляет экспертную комиссию в качестве председателя эксперт, работа для которого в Независимом органе является основной.

10.6. Рассмотрение документов.

10.6.1. Рассмотрение документов может быть совмещено с проведением проверки заявителя на месте и составлением Акта оценки.

10.6.2. Рассмотрение документов, представленных заявителем, проводится на предмет их достаточности и полноты содержания. Срок рассмотрения документов не превышает 10 рабочих дней с даты поступления документов в Независимый орган.

10.6.3. Независимый орган вправе потребовать недостающую информацию, которая представляется в срок, не превышающий одного месяца. В случае непредставления недостающей информации в установленные сроки Независимый орган вправе приостановить работу по аттестации ЛНК.

10.7. Проведение проверки заявителя состоит из следующих этапов:
  • проведение предварительного совещания;
  • проверка на месте;
  • подготовка выводов проверки на месте и акта;
  • проведение заключительного совещания.

10.7.1. Проверку заявителя проводят непосредственно на месте нахождения лаборатории заявителя. Независимый орган согласовывает с заявителем сроки проведения работ по проверке.

При наличия у заявителя нескольких постоянных мест осуществления деятельности лаборатории, проверки осуществляются в каждом из мест нахождения лаборатории.

При проведении проверки заявитель обеспечивает экспертной комиссии необходимые для ее работы условия, предоставляет необходимые материалы, документы и средства НК, демонстрирует умение персонала выполнять возложенные функции.


10.7.2. Экспертная комиссия на месте оценивает все подразделения заявителя, в которых осуществляются заявленные виды деятельности, проверяет соответствие фактического состояния заявителя представленным документам, его способность выполнять заявленные функции. Если заявитель имеет подразделения, находящиеся на другой территории, эти подразделения также проходят проверку на месте. По результатам проверки на месте оформляется Акт оценки (Приложение 5 к настоящим Правилам).

10.7.3. Заявитель в течение срока, указанного в Акте оценки, предоставляет недостающую информацию, подтверждающую устранение несоответствий, указанных в Акте. В случае непредставления в согласованные сроки информации Независимый орган вправе приостановить работу по аттестации ЛНК.

10.8. Рассмотрение результатов аттестации.

10.8.1. После завершения работ по рассмотрению документов, проверке заявителя на месте и анализа информации по устранению несоответствий, указанных в Акте оценки, экспертная комиссия, в срок, не превышающий трех рабочих дней, составляет Отчет (Приложение 6 к настоящим Правилам), включающий информацию о степени организационно-технической готовности заявителя к выполнению работ в заявленной области аттестации лаборатории, а также пpедложения об аттестации или об отказе в аттестации заявителя.

10.8.2. Акт оценки, отчет, заявку на аттестацию и другие документы, полученные в процессе выполнения работ, экспертная комиссия передает в Комиссию по аттестации Независимого органа.

10.9. Принятие решения.

10.9.1. Решения по вопросам аттестации принимает Комиссия по аттестации (далее Комиссия), действующая в Независимом органе и проводящая заседания не реже двух раз в месяц (при наличии материалов для рассмотрения). Регламент работы Комиссии предусматривает возможность присутствия представителей заявителя на заседании Комиссии.

Комиссия принимает решения по следующим вопросам:
  • об аттестации или об отказе в аттестации;
  • по определению области аттестации;
  • о сроке и условиях действия свидетельства об аттестации;
  • об инспекционном контроле в течение времени действия свидетельства об аттестации;
  • об аннулировании (приостановке) аттестации, расширении или ограничении области аттестации

10.9.2. При положительном решении Комиссии по аттестации Независимый орган, в срок, не превышающий трех рабочих дней, оформляет свидетельство об аттестации (Приложения 7, 8, 9 к настоящим Правилам), вносит сведения в перечень аттестованных лабораторий (Приложение 10 к настоящим Правилам) и передает информацию об этом в Координирующий орган для включения в реестр аттестованных лабораторий (Приложение 10 к настоящим Правилам). Свидетельства об аттестации являются бланками строгой отчетности. ЛНК считается аттестованной с даты регистрации в Независимом органе при условии последующего внесения ее в реестр аттестованных лабораторий Системы НК (в отчетном квартале).

10.9.3. Если по результатам аттестации выявляются несоответствия требованиям настоящих Правил, которые могут быть устранены заявителем без повторной проверки на месте, то Комиссия по аттестации утверждает перечень таких несоответствий, подготовленных экспертной комиссией, и порядок проверки их устранения.

После устранения заявителем несоответствий, официально подтвержденных экспертной комиссией, Комиссия по аттестации повторно рассматривает результаты аттестации и принимает решение.

10.9.4. При принятии Комиссией решения об отказе в аттестации, аннулировании аттестации или ограничении области аттестации заявителя Независимый орган извещает об этом заявителя в письменной форме.

10.9.5. Срок проведения аттестации не превышает трех месяцев с момента получения Независимым органом необходимых документов. ЛНК подлежит аттестации, если она вновь создана или истек срок ранее действовавшего свидетельства об аттестации.

10.9.6. ЛНК аттестуется на срок не более трех лет. Лаборатория выполняет обязанности аттестованной лаборатории по постоянному соответствию настоящим Правилам, предоставление возможности наблюдения за ходом проведения НК при проведении инспекционного контроля на месте деятельности, оплату расходов, связанных с деятельностью по аттестации и инспекционному контролю, информированию об изменениях в ЛНК и др.
XI. Контроль за деятельностью аттестованных ЛНК

11.1. Независимый орган в течение срока действия свидетельств об аттестации проводит инспекционный контроль за деятельностью аттестованных им лабораторий, направленный на оценку непрерывного выполнения аттестованной ЛНК установленных настоящими Правилами требований.

11.2. Если в период действия аттестации ЛНК Независимый орган, аттестовавший ЛНК, прекращает свои полномочия, то контроль за деятельностью аттестованных им ЛНК переходит в Координирующий орган или по решению Координирующего органа возлагается на другой Независимый орган.

11.3. Сроки проведения планового инспекционного контроля назначаются Независимым органом в зависимости от характера деятельности лаборатории в период от 12 до 18 месяцев после аттестации или продления аттестации.

11.4. Неплановый инспекционный контроль проводится в следующих случаях:
  • по решению контрольно-надзорных органов;
  • при обоснованных претензиях заказчиков и других заинтересованных юридических и физических лиц на качество услуг, предоставляемых лабораторией;
  • при организационной и технической реорганизации лаборатории.

11.5. Неудовлетворительные результаты инспекционного контроля являются основанием для приостановки или прекращения аттестации (аннулирования свидетельства об аттестации) или ограничения области аттестации по решению Комиссии по аттестации.

Основанием для аннулирования свидетельства об аттестации является также изменение юридического статуса аттестованной лаборатории, реорганизация или ликвидация юридического лица, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя или лаборатории.

11.6. Неудовлетворительные результаты инспекционного контроля и принятые решения сообщаются заявителю, другим заинтересованным юридическим и физическим лицам и направляются в Координирующий орган.
XII. Изменение области аттестации

12.1. Для изменения области аттестации, указанной в свидетельстве об аттестации, заявитель направляет в Независимый орган заявку. На основании этой заявки Независимый орган проводит дополнительную аттестацию заявителя согласно раздела X настоящих Правил.

В случае изменения места осуществления деятельности аттестованной ЛНК необходимость и процедуру дополнительной проверки устанавливает Независимый орган.

12.2. При положительных результатах дополнительной аттестации Независимый орган выдает новое свидетельство или новое приложение к свидетельству об аттестации взамен действовавшего, с указанием прежнего срока действия.
XIII. Продление аттестации

13.1. Для продления срока действия свидетельства об аттестации ЛНК (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в состав которых входит ЛНК) за три месяца до окончания срока действия свидетельства об аттестации направляет в Независимый орган заявку.

13.2. Независимый орган на основании представленных материалов определяет процедуру и объем работ по аттестации в соответствии с процедурами раздела X настоящих Правил применительно к данному заявителю в зависимости от результатов предшествующей деятельности в области аттестации.
XIV. Перерегистрация

14.1. В случае реорганизации аттестованного лица, в состав которого входит ЛНК, в форме преобразования, слияния, присоединения и т.п., правопреемник аттестованного лица обращается в Независимый орган с заявлением о внесении изменений в сведения об аттестованном лице с приложением документов, подтверждающих реорганизацию. Правопреемник аттестованного лица доказывает соответствие ЛНК требованиям настоящего документа, подтверждает выполнять требования к аттестованным ЛНК, в том числе проходить оценку деятельности аттестованной ЛНК (инспекционный контроль) в установленные настоящими Правилами сроки.

14.2. В случае реорганизации, изменения статуса юридического лица или индивидуального предпринимателя, в состав которых входит аттестованная ЛНК, не затрагивающих ее персонал, технические средства, помещения, организацию работ и место деятельности, область аттестации, она может быть перерегистрирована Независимым органом на основании заявки правопреемника и экспертизы представленной документации.

14.3. Все изменения в ЛНК и статусе юридического лица или индивидуального предпринимателя, в состав которых входит аттестованная ЛНК, включая изменение адресов, области аттестации, продление и прекращение аттестации, сведения о прохождении инспекционного контроля на месте, Независимым органом передаются в Координирующий орган (форма 1 Приложения 10 к настоящим Правилам) и вносятся в реестр аттестованных ЛНК (форма 2 Приложения 10 к настоящим Правилам). Исключение ЛНК из реестра аттестованных ЛНК означает прекращение ее аттестации.
XV. Приостановка, отмена действия аттестации или сокращение области аттестации

15.1. Аттестация ЛНК может быть приостановлена в случае:
  • не устранения выявленных несоответствий в установленные сроки;
  • обоснованных претензий к деятельности ЛНК (на период проведения непланового инспекционного контроля);
  • нарушения ЛНК договорных обязательств перед Независимым органом.
  • решения аттестованной ЛНК о приостановке деятельности.

15.2. Аттестация может быть отменена в следующих случаях:
  • выявление значительных несоответствий и (или) систематическое невыполнение требований настоящих Правил;
  • самостоятельное решение аттестованной лаборатории о прекращении аттестации;
  • ликвидация лаборатории;
  • нарушение ЛНК договорных обязательств перед Независимым органом.

15.3. Область аттестации лаборатории может быть сокращена путем исключения тех частей, в которых лаборатория не удовлетворяет требованиям настоящих Правил, а также на основании самостоятельного решения лаборатории.

15.4. Решение о приостановке или отмене действия аттестации либо о сокращении области аттестации принимает Комиссия по аттестации после рассмотрения документов, свидетельствующих о невозможности продолжения действия аттестации.

15.5. Независимый орган извещает лабораторию и Координирующий орган о принятом решении в письменном виде.

После отмены действия аттестации лаборатория должна вернуть оригиналы свидетельства об аттестации и приложения к нему в Независимый орган. Независимый орган направляет информацию об изменении статуса ЛНК в Координирующий орган для внесения изменений в реестр аттестованных ЛНК (Приложение 10 к настоящим Правилам).
XVI. Ведение записей, касающихся ЛНК

16.1. Независимый орган обеспечивает регистрацию, учет и хранение документов и материалов, касающихся аттестации лабораторий, включая соответствующую переписку, заявки на аттестации, документы, представленные для аттестации, акты и записи по оценке на месте лаборатории, результаты инспекционного контроля, протоколы рассмотрения вопросов, относящихся к подтверждению, продлению, приостановлению, сокращению или отмене аттестации, перерегистрации, изменению места деятельности, копии свидетельств об аттестации.

16.2. Независимый орган ведет учет:
  • структурных и качественных изменений, связанных с деятельностью лаборатории, а также изменений мест деятельности, юридических и фактических адресов и платежных реквизитов;
  • жалоб и претензий к деятельности лаборатории.

16.3. Все сведения об изменении статуса аттестованной лаборатории хранятся в аттестовавшем ее Независимом органе, который передает информацию об этом в Координирующий орган для внесения изменений в реестр аттестованных лабораторий (Приложение 10 к настоящим Правилам).

Далее в документе идут Приложения. Они есть в файле, доступном для скачивания ниже.
Ещё мы подготовили список НОАЛов, которые аттестуют вашу лабораторию НК в соответствии с СДАНК-01-2020
PDF-версия СДАНК-01-2020 для печати